http://s3.uploads.ru/ykU25.jpg

С чего начать? Я предлагаю постепенно идти от реалий больших к более мелким (по размеру, а не по значению). То есть сперва определить, что за мир вообще вы собираетесь создать? Это страна? Планета? Город? А может, целая вселенная? Кстати, неплохо было бы сразу определить, как ваш вымышленный мир будет взаимодействовать с миром реальным? Может быть, он будет абсолютно автономным, как допустим Средиземье Толкиена? Или герои будут периодически переходить туда-обратно как в Хрониках Нарнии  Льюиса? А может быть «ваш» мир будет лишь частью «нашего» как мир иных Лукьяненко?   В последнем случае атрибуты реального мира будут перемешиваться с фантастической атрибутикой. И здесь надо отдельно подумать о способе перехода между мирами.
Больше всего хлопот создаёт мир автономный. Но его можно выстраивать по ходу дела, особенно если администратор ролевой игры не собирается останавливаться на узкой сюжетной линией. То есть если вы создаете один город выдуманной страны, то в первую очередь работайте над описанием этого города. Но держите в голове и «общегосударственные» категории. К таким категориям можно отнести в первую очередь  климат, который оказывает влияние на моду, как по всей стране, так и в отдельно взятом городе. То есть если в городе морозы минус 30, например, и снегу по колено, а реки скованы льдом, то его жители просто вынуждены будут носить меха и сапоги. Или иметь особое устройство организма, позволяющее не ощущать холода, даже будучи без одежды. Климат совместно с ландшафтом влияет  на растительность, а также на птиц, животных и архитектуру. Понятно, что где-нибудь на теплом море, скорее всего, растут пальмы и кипарисы, чем берёзы и дубы. И дома там будут строить из ракушечника, например. А животные могут быть как всем известные гепарды с носорогами, так и фэнтезийные.
Последних  можно условно разделить на авторские и фольклорные (или мифологические), всякие там взрывастые драклы или гипогрифы (оба примера взяты из произведений Ролинг, первый авторский, второй – заимствован из мифологии). Мифические птицы и животные позволяют внести в книгу символический подтекст. Но тут надо быть осторожным и точно знать, что именно символизирует то или иное существо из мифов. И перво-наперво определить, а нужен ли вообще вам такой символ? Или вы вводите в сюжет, скажем, дракона исключительно для красного словца? Воля ваша, конечно. Но не обижайтесь потом на игроков, которые вдруг расшифруют символы и обнаружат в тесте смысл, который вы и не планировали туда вкладывать.  Впрочем, создание или заимствование фэнтезийных существ – это тема отдельной статьи.
А сейчас возвращаемся к нашим баранам. То есть вымышленным реалиям. Вы уже продумали природные и климатические условия, и построили в городе некоторое количество домов. Теперь дома эти надо обставить. Из чего будет сделана мебель? Кухонная утварь? И прочие предметы быта, типа швабры, ковров или светильников? Кстати, а чем будут питаться городские жители и ваши персонажи в том числе?  Всё должно быть логично и обосновано, другой вопрос, что в каждом мире своя логика. И вот ещё что: когда будете продумывать предметы обстановки, постарайтесь учитывать род занятий жильцов, особенно это касается центральных персонажей. Если герой скажем бедный рыбак, то он, скорее всего, будет жить в какой-нибудь приземистой хибаре, где на стенах висят рыболовные снасти, а есть будет, разумеется, уху.
Теперь несколько слов о политическом устройстве. Кто будет править вашей фэнтезийной страной? Это особенно важно, если конфликт как-то связан с политикой. Но даже если нет, политический строй всё равно влияет на жизнь простых граждан, хотя бы на бытовом уровне. Так при рабовладельческом строе львиную долю хозяйственной работы выполняли рабы. При феодализме было принято устраивать рыцарские турниры.  Ну и так далее в зависимости от замысла автора.  Нередко действие сюжетной линии в жанре фэнтези разворачивается в средневековом мире. В таком случае страной, как правило, управляет король.
А ещё средневековый (да и не только средневековый) мир не может существовать без религии (если счесть атеизм религией, основанной на вере в отсутствие Бога). При монотеизме Бог один, как в христианстве, например, а при политеизме богов много, как было, например, у Древних греков. Любая религия предполагает историю сотворения мира, обряды и заповеди. [float=right]http://s3.uploads.ru/khUDz.jpg[/float]
Ну и, конечно же, всякое государство имеет валюту. Деньги могут быть бумажные и металлические. В фантастических мирах чаще встречаются монеты, причём крупные могут размениваться на мелкие. Иногда вместо денег используют различные предметы, шкурки животных, например. И у каждой валюты есть своё название. Кстати, в книгах, сюжет которых связан с путешествиями, невозможно обойтись без упоминаний названий улиц, рек, гор, гостиниц и других топонимов. В таком случае не помешает составить своеобразный путеводитель по вашему миру, в котором указать географические и топографические названия.   
В заключение ещё раз перечислю коротко, о чем надо подумать при создании своего мира. 
1. Климат;
2. Ландшафт;
3. Животные
бестиарий, домашние и дикие животные, растения, грибы;
4. Растения;
5. Мода;
6. Языки (слэнги, фразеологизмы, непереводимости);
7. Архитектура;
8. Предметы быта;
9. Медицина (болезни, лекарства, наркотики, органы);
10. Техника (устройства, оружие, артефакты, предметы, инструменты);
11. Наука (теории и гипотезы, области исследования);
8. Государственное устройство;
- история.
- общество (разделение на группировки и слои, отношение каждой к каждой, контроль друга над другом).
9. Религия;
- нравы (культура, искусство).
10. Валюта;
11. Географические и топонимические  названия;
При желании вы можете дополнить этот список. У кого-то может возникнуть вопрос: а что делать со всеми этими так тщательно продуманными реалиями? Во-первых, выписать каждый пункт в отдельную тему (или пост), чтобы использовать его потом вместо шпаргалки.  Во-вторых, не стоит перегружать текст множеством лишних подробностей. Используйте лишь то, что нужно для конкретного сюжета. А остальное пригодится в следующий раз. Если уж упоминать какую-то деталь, то упоминание это должно иметь какой-то смысл, важный для развития сюжета. В общем,  как говорил классик, если в первом акте на стене висит ружьё, в последнем оно должно выстрелить. Если написано, что у героя сапоги из кожи винторогого дракона, это, по крайней мере, означает, что подобные драконы в стране водятся. Обувь обретёт какие-либо волшебные свойства. Впрочем, ход действия это опять-таки тема отдельной статьи. А эту я, пожалуй,  завершу.
Автор: Шмакович Олеся
Статья адаптированна специально для RPG-топа
Дополнения:  Nicah